Социальное влияние на себя самостоятельно

«Влияние социальных факторов на формирование противоправного поведения среди детей-сирот и детей, оставшихся социальное влияние на себя самостоятельно без попечения родителей»

Аннотация: В статье рассматриваются основные социальные причины и факторы, влияющие на возникновение противоправного поведения у воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сюда включается как экономическое и политическое развитие общества, так и естественный круг общения ребёнка-сироты.

Ключевые слова: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, профилактика, макросоциальные факторы, микросоциальные факторы

Уровень преступности, распространение движений криминальной направленности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становятся в последнее время предметом пристального внимания государства. Правительство РФ, педагогические коллективы государственных учреждений стремятся создать необходимые условия успешной профилактики противоправного поведения среди воспитанников

Для создания эффективной системы профилактики в государственных учреждениях с круглосуточным проживанием воспитанников необходимо установить причины и условия противоправного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Одним из первых данную проблему начал изучать Чезаре Ломброзо (1836 – 1909). В своей работе «Преступный человек» как одну из причин правонарушений автор рассматривает влияние воспитания несовершеннолетних в частности незаконнорожденных и детей сирот на увеличение уровня преступности. Кроме значительного числа совершений преступлений сиротами Ламброзо отмечает, преобладание у таких детей нервно – психических заболеваний. [2]

Австрийский учёный Зигмунд Фрейд полагал, что причины противоправного поведения скрываются внутри психического состояния человека, и совершаются на бессознательном уровне. [3]

Вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних в дореволюционный период рассматривал- М.Н. Гернет который утверждал, что несправедливое распределение материальных благ, дающее избыток и довольство одним и лишения и страдания бедности другим, ведёт к физическому и моральному отравлению общества результатом чего является совершение беднейшими слоями населения подавляющего большинства преступлений.

Необходимо отметить, что большинство учёных изучали лишь отдельные аспекты функционирования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Комплексно проблемы профилактики правонарушений среди детей оставшихся без попечения родителей не исследовались и не получили должного научного освещения.

Гипотезой данной работы можно считать предположение что: явление противоправного поведения среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей можно более полно объяснить при рассмотрении социальных факторов.

Основные факторы влияющие на возникновение поведения не соответствующего правовым нормам среди сирот можно условно разделить на две группы:

Макросоциальные факторы в это понятие включается общество, в котором живет ребёнок, со своей историей, традициями, нравственными и этическими ценностями, сюда же можно включить экономическое и политическое развитие этого общества.

Если рассматривать подробнее влияние макросоциальных факторов на возникновение противоправного поведения среди-детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей можно выделить следующее:

1. Низкий уровень жизни большой части населения, распространения употребления алкогольных напитков и наркотических веществ, употребление которых в большинстве случаев являются причинами совершаемых противоправных деяний. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей до попадания в государственные учреждения, были вынуждены совершать правонарушения и преступления, чтобы просто выжить.

2. Недостатки в развитии досуговой системы: «большинство общественных и государственных институтов, занимавшихся ранее проблемами подрастающего поколения, включая комсомол, систему работы в школах, дворцах пионеров, разрушены, а взамен не предложено ничего нового». [4]

Что касается детей, оставшихся без попечения родителей, то посещение кружков и секций вне учреждения требует постоянных материальных вложений (родительская плата), если же воспитанники посещают бесплатные секции, то нет возможности выезжать на соревнования различного уровня (В учреждении нет денег на билеты, спортивную форму, питание, проживание так как такая статья расходов государством не предусмотрена).

3. Несовершенства воспитательной работы государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с вступившим в силу Положением от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».[1]

К одному из основных видов деятельности организаций для детей-сирот относятся: воспитание детей, в том числе физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, включая духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, с привлечением детей к самообслуживающему труду, мероприятиям по благоустройству территории организации для детей-сирот, в учебных мастерских и подсобных хозяйствах. Перед коллективом педагогов государственных учреждений поставлена задача, так организовать жизнь воспитанников, чтобы, выйдя из учреждения, они чувствовали себя социально защищенными и психологически готовыми к жизни в социуме.

Поэтому наличие недостатков в организации воспитательного процесса приводит к тому, что воспитанники в дальнейшем испытывают трудности при формировании системы ценностных ориентаций, профессионального и личностного самоопределения, установлении эмоциональной связи с другими людьми, при овладении досуговой, общественной и бытовой деятельностью. Дети-сироты привыкают постоянно жить в коллективе, на полном обеспечении, с позицией «мы сироты, нам все должны», со стойким неумением и нежеланием отвечать за свою жизнь.

4. Недостатки в организации трудоустройства несовершеннолетних. Многие отчаявшиеся найти работу подростки попадают в теневые, полукриминальные структуры бизнеса либо становятся на преступный путь. Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации" допускает влияние квотирование рабочих мест для несовершеннолетних при условии предоставления работодателям налоговых или иных льгот.

Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают "делать деньги" и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления.

Недостаточная возможность трудоустраивать детей оставшихся без попечения родителей достигших 14 летнего возраста в свободное от учёбы время способствуют бесцельному времяпрепровождению и как следствие контакту с криминогенной структурой.

5. Проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями. «Имеется в виду информация, в которой позитивно представляются личности преступников, и совершение самих преступлений, идеализируется криминальный образ жизни ценности, обычаи и традиции, а также популяризирует атрибутику или символику преступной среды. Зачастую в ней содержится инструкция о способах подготовки, совершения и сокрытия преступлений или об уходе от уголовной ответственности и наказания. Вся эта информация попадает на экраны телевизоров, в печатные издания и интернет, способна побудить детей к совершению противоправных деяний. или толкает детей к бродяжничеству, попрошайничеству, азартным играм, иным поступкам, противоречащим нормам общественной нравственности» [5]

Микросоциальные факторы, это естественный круг общения ребёнка-сироты, как правило, это родственники, воспитатели, друзья, школа. При рассмотрении этих факторов подробнее можно выделить основные оказывающие наибольшее влияние на возникновение противоправного поведения среди сирот.

1. Отрицательное влияние в семьи, неблагоприятные условия семейного воспитания (как одна из основных причин, попавшего ребёнка в интернатное учреждение) Склонность к совершению противоправных деяний которая наблюдается среди воспитанников государственных учреждений для детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей объясняется тем что в большинстве случаев эти дети имеют негативный опыт проживания в неблагополучных семьях, аморальный образ жизни родителей, их низкий общеобразовательный уровень, эмоционально-конфликтные отношения в семье, плохое материальное положение многие родители сами подстрекали детей совершать те или иные преступления, правонарушения, чаще всего это, попрошайничество, кражи, поэтому многие воспитанники считают такое поведение общепринятой нормой.

Нужно отметить, что в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, во всех субъектах Российской Федерации решаются задач по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений. Поэтому во многих регионах страны, в том числе и в Забайкальском крае, в целях восстановления родственных связей осуществляется перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственные учреждения которые находятся как можно ближе к месту проживания их родственников. Необходимо сказать, что органами опеки и попечительства не выявляется целесообразность общения детей оставшихся без попечения родителей с их кровными семьями. В тоже время как показывает опыт работы многие родители и родственники не желают общаться с детьми, либо продолжают вести аморальный образ жизни. Не желание родителей восстановиться в родительских правах воспринимается воспитанниками как вторичная утрата связи между детьми и родителями что является одной из главных причин противоправного поведения несовершеннолетних. Дети попавшие в такую ситуацию больше других стремятся найти поддержку и понимание у взрослых и ровесников в не семьи. Такое общение помогает им восполнить недостаток любви и внимания со стороны родителей. Тем не менее не редки случаи когда такое общение на стороне губительным образом сказывается на нравственном развитии и поведении детей.

2. Отрицательное влияние неформальной группы сверстников. Особенно часто под влияние асоциальной группы попадают подростки Пример тому – исповедь одного из подростков: «Самое страшное – попасть в мир суррогатов и почувствовать себя одиноким и никому не нужным. Мне повезло: встретился с независимыми, крутыми ребятами. Они не давали помыкать собой, уважали друг друга и умели заставить других уважать себя. Я захотел стать таким, как они: иметь свой стиль, свою манеру говорить, чувствовать, что меня уважают...». Этот подросток ещё не понимает, какой «стиль» у его друзей, какова цена их «уважению» [6] Но для него это возможности почувствовать себя лучше и сильнее других, возможность быть лидером. Для большинства подростков правонарушителей роль друзей и их точка зрения оказывается гораздо более важными, чем мнение и роль взрослых.

3. Подстрекательство со стороны подростков которые уже отбывали наказания в исправительных учреждениях и со стороны взрослых преступников. Всё это объясняется тем, что воспитанники, не достигшие совершеннолетнего возраста, но уже отбывшие наказание в воспитательных колониях УФСИН, не пройдя курс реабилитации, возвращаются в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Прохождение обязательной реабилитации таких воспитанников обусловлено необходимостью предупреждения отрицательного влияния детей уже имеющих негативный криминальный опыт на остальных несовершеннолетних.

Очень часто, подростки освободившиеся из мест лишения свободы продолжают поддерживать отношения с прежней компанией, более старшими и более опытными преступниками имеющими свои специфические средства влияния на несовершеннолетних, которые бывают сильнее и значительнее тех, что предлагают школа и учреждения для детей-сирот. «Нередко дети попавшие по такое влияние вовлекаются в пьянство, занятие азартными играми и другие формы «до преступного» антиобщественного поведения в сочетании с пропагандой «преимуществ» жизни преступников». [7]

  1. Гиперопека. Ещё одной значимой причиной совершения правонарушений сиротами является то, что эти дети лишены права выбора, строгий режим дня, постоянный контроль со стороны педагогов и администрации учреждения постоянные указания взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени. Все перечисленное не даёт возможность детям научится самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, принимать решение и нести за него ответственность.

  2. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка-сироты. В государственных учреждениях, где проживают и воспитываются сироты, созданы так называемые «Тепличные» условия. Сиротам покупают всю необходимую одежду, у них централизованное пяти разовое питание, этих детей, как правило, не в полной мере приучают к социально-бытовым навыкам, они не умеют готовить, за ними моют и убирают, им стирают постельное бельё. Поэтому многие из них в будущем становятся потребителями, желающими все новых благ и не желающих прилагать для этого усилия. Привычка воспринимать всё как должное часто толкает детей сирот на правонарушения, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.

  3. Чрезмерная требовательность и авторитарность. «Излишняя суровость воспитателей-педагогов интернатных учреждений, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей-сирот, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить воспитанника своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей-сирот на самостоятельный уход из интернатных учреждений, где дети-сироты (беспризорники), совершают преступления». [1]

Проведённый анализ социальных факторов влияющих на возникновение противоправного проведения у детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей позволяет сделать вывод что при создании эффективной системы профилактики противоправного поведения в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нужно:

- проработать механизмы взаимодействия различных структур и органов, устранить межведомственную разобщенность для единого подхода к решению вопросов, способствующих успешной профилактике противоправного поведения среди детей сирот;

- обратить особое внимание на выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков-сирот государственных учреждений;

- организовать специальную подготовку и обучение педагогов и узких специалистов для работы с детьми-сиротами.

- проводить целенаправленную работу по. выявлению и устранению (нейтрализация) источников отрицательных влияний на подростков-сирот, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений.

Список использованных источников

  1. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей".

  2. Ломброзо Чезаре. Преступный Чкловек. [перев.] Г. И. Гордон, К. К. Толстой, С. Раппопорт, К. Тетюшинова Н. С. Житкова. М., СПб : Эксмо, Мидгард, 2005.

  3. Фрейд З. Я и Оно. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989

  4. Нестеров А.Ю. Профилактика правонарушений и преступлений среди воспитанников-сирот, воспитывающихся в муниципальных интернатных учреждениях (теория и практика) – Человеческий капитал № 4 (88). – М., 2016. С. 101.

  5. Е. Певцова. От чего защищать ребенка // Воспитательная работа в школе. – М.: «Народное образование» № 7, 2008. – С. 62.

  6. В. Морозов. Педагогическая реабилитация детей группы социального риска // Социальная педагогика. – М.: «Народное образование» № 3, 2009. – С. 45-56.

  7. Гаджиева, А.А. Дети – жертвы в своей семье [Текст] / А.А. Гаджиева // Криминальная ситуация на рубеже веков в России. – М.: Наука, 1999. – с. 97–126.


Источник: https://infourok.ru/vliyanie-socialnih-faktorov-na-formirovanie-protivopravnogo-povedeniya-sredi-deteysirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-rod-1728905.html




Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]


Влияние социальной среды, наркотиков и других Как сделать состав предложения

Социальное влияние на себя самостоятельно Влияние социальных факторов на формирование
Социальное влияние на себя самостоятельно ЛЕКЦИЯ 16. Социальная педагогика как отрасль
Социальное влияние на себя самостоятельно Влияние социальных установок на поведение
Социальное влияние на себя самостоятельно Влияние социальной среды на развитие и
Социальное влияние на себя самостоятельно Влияние среды на развитие ребенка
Социальное влияние на себя самостоятельно Chery Tiggo 5 2016, отзывы владельцев об автомобиле Чери Тиго
Социальное влияние на себя самостоятельно UTF-шрифты - графические значки, спецсимволы HTML и XHTML
Владимир Павлович Беляев. Старая крепость. Книга 1 Дипроспан Имитация кирпичной стены своими руками (50 фото, видео) Как сделать корзину для котенка Как сделать фоторамку из дерева своими руками

Похожие новости