Ислам и отношение к людям

Главы из книги «Разбитый кувшин», составленной из переводов одноименного цикла статей на сайте  Herkul.org. Данная статья является ответом Ф. Гюлена на вопрос представителей Объединения Немецких Профсоюзов о правах рабочих в исламе.

 

1. Общее понятие права и право в исламе

Ислам означает мир, безопасность, покой, подчинение и покорность предписаниям Всевышнего Творца и Его Посланника, вступление на мирный и верный путь для движения к спасению, внушение всем людям и даже всему сотворенному доверия, и избегание причинения кому-либо какого-либо беспокойства.

а) Ислам и понимание права в исламе

Ислам является монотеистической религией, чьи принципы опираются на послания Аллаха, которые были доведены до людей и представлены Его Посланником. Ислам исповедуется верующими людьми, которые называют себя мусульманами. В сути ислама лежит вера, разум и покорность, а снаружи — подчинение, повиновение и благодеяние. Праведные предшественники определили эту религию как «свод божественных законов, непосредственно подвигающих людей совершать благие дела по своей воле и по своему выбору». О мирских и потусторонних плодах такой динамичной системы для человека можно говорить лишь в той мере, в какой она стала основой его жизни.

Слово «право» имеет широкую область применения и такие значения, как «верность, правда, справедливость, власть и полномочия человека на владение чем-либо». Как право является противоположностью ложности и недействительности, так в личном плане доля и удел человека считаются его правом. С точки зрения аспектов в его основе, право является полномочием извлекать пользу из того, что предоставлено законной властью каждому человеку, и пользоваться милостями в дозволенных рамках, а также компетенцией удовлетворять материальные и духовные потребности и нужды.

Эти права формально принадлежат физическим или юридическим лицам, но на деле же истинным обладателем всех прав является Всевышний Творец. Он даровал эти права через некоторые компетентные органы одним людям как выгоды, вторым как полномочия, третьим как извлечение пользы от выгоды и право на пользование этими полномочиями. Права Всевышнего Творца включают в себя как обязательства рабства Божьего, так и всеобщее право. А все то, что мы называем правами человека, относящимися к праву человека на собственность, выбор, пользование и извлечение прибыли, и всеобщими правами, относящимися как к индивиду, так и обществу, выбора, получения выгоды, пользы и прибыли, исходят из положений этих прав. Они используются мусульманскими правоведами как термины.

Согласно исламу, люди рождаются свободными и, с точки зрения прав и ценности, все люди равны. Свобода мысли, слова и совести являются незаменимыми правами. Опять же, согласно исламу, все люди имеют те же права и возможности вне зависимости от расы, пола, цвета кожи, языка и религии. К тому же эти права включают в себя все виды и формы права, и большие, и малые, связанные как с душой, так и телом человека, как появившиеся сегодня, так и те, которые появятся завтра.

Священный Коран в свойственной себе манере касается почти всех вопросов, связанных с правами человека. Он серьезно выступает в защиту прав и предлагает особую поддержку или наказание в соответствии с их состоянием. Посланник Аллаха в своих действиях ясно и четко соблюдал все права, предупреждал, что одновременно эти права также являются и правами Аллаха, и настойчиво подчеркивал, что обязательно нужно соблюдать их.

В исламской терминологии все права в основе своей являются милостями Божьими, вверенными Им человеку. Эти милости были дарованы ему в момент его сотворения. Они не продаются и не покупаются, не уменьшаются и не множатся, не меняются и не используются в качестве оплаты за товар, их определение и применение не отдаются в руки господствующих сил и категорически не могут рассматриваться как коммерческий товар. Самой надежной гарантией этого являются сами люди, образующие общество, и, в частности, компетентные лица с твердым характером и уважением в обществе, которые до этого дня ратовали за этот вопрос всей душой, сделали частью своей натуры, берегут как зеницу ока и прилагают усилия для его защиты и сохранения.

б) Чуткость Посланника Аллаха к правам человека

Когда благословенный Пророк Мухаммад своим переселением удостоил чести Медину, то его соглашение с представителями разных вероисповеданий, убеждений и этнических групп, известное как Мединское соглашение, всегда соблюдалось дословно. С большим уважением почиталось право каждого, независимо от его религиозной и расовой принадлежности и социального уровня, и по свидетельству как ближайших, так и далеких регионов, Светозарная Медина превратилась в островок безопасности и надежности.

На самом деле, соглашение не состояло лишь из Мединского соглашения и происходившие события не были ограничены лишь тремя-пятью примерами. Благословенный Посланник Аллаха на протяжении всей своей жизни постоянно подчеркивал важность соблюдения прав человека. Он предупреждал о важности больших прав и предостерегал от пренебрежения маленькими правами. Он говорил, что «маленькие права не остаются маленькими, пока они пренебрегаются, рассматриваясь как маленькие». Он старался предотвратить попрание больших прав путем напоминания о соблюдении пределов, которые человек не преступает из-за боязни, благоговения и трепета перед величием Аллаха.

Благословенный Пророк незадолго до своей смерти во время паломничества в прощальной проповеди перед одухотворенной благословенной общиной из более десяти тысяч человек в последний раз напомнил все положения, которые до того дня заслужили одобрение и похвалу. В лице всех слушавших его он обращался ко всем поколениям своей общины, вплоть до Судного Дня. И каждое предложение его благословенной речи было в действительности важным заявлением о правах человека.

В тот день он говорил о многих вопросах, от прав Аллаха до семейного права. В той речи он показал суть и смысл своего пророчества. Он говорил, что самое большое право — это право Аллаха. Начав с прав Аллаха, в зависимости от степени он затрагивал каждое право. Он пытался озвучить каждое обстоятельство, по крайней мере, хотя бы намеком или знаком. Его первыми словами были следующие слова: «Бойтесь Аллаха, остерегайтесь пойти против Него!». Вслед за этим он советовал повиноваться Ему. На самом деле, вера в Аллаха, повиновение Ему и Его почтение являются гарантией и поощрением почтения ко всем правам человека. В противном случае, когда эти принципы не соблюдаются, трудно и даже невозможно уважать другие права.

Затем он со всей своей искренностью и радушием напомнил об обязанностях и ответственностях супругов друг перед другом. Он настойчиво подчеркивал, что женщины являются вверенными Богом созданиями. Он еще раз предупредил, что богобоязненность связана с принципами семейного согласия — возвышенными основами общества, и отвергнул всю установившуюся практику периода невежества.

Он говорил свои последние слова о защите имущества, жизни, ума, религии и потомства. По данному вопросу он раз за разом делал много напоминаний. Одна часть его речи была уже знакома слушателям, ибо он раньше говорил об этом. Но стиль и место изложения, и ощущение прощания в его речи придавали его словам отдельные краски, узоры и акцент, и вызывали совсем другой трепет и благоговение, неведомое доселе. «Люди! Господь один, вы все произошли от Адама, а Адам был сотворен из земли!» — когда он возвышал голос с такими словами, то привлекал внимание к одной проблеме и нашего времени и для решения этой проблемы предлагал золотой ключ благоразумным людям.

Когда большая часть современного мира не ведала о некоторых вопросах относительно прав человека, ислам много веков назад предложил принцип соблюдения законности в вопросе преступления и наказания. Без окончательного приговора никто не может считаться виновным в преступлении. У подозреваемого есть, как и у других людей, некоторые права, которые никак не могут быть отняты. Никто не может быть наказан на основе предположений. Никто не может подвергаться пыткам, каждое право свято, ничто не может пренебрегаться из-за отношения к правам человека. Он со всей серьезностью напоминал, что сила должна подчиняться правде, которая никогда не должна приноситься в жертву силе. Он призывал всех к истине и еще раз доказывал, что является защитником правды.

Помимо всех положений, подчеркнутых Посланником Аллаха, ислам признает за работником некоторые права и устанавливает отдельные правила, справедливо регулирующие трудовые отношения между работником и работодателем.

2. Права работника в исламе

В юриспруденции работником называется человек, который обязуется сделать какое-либо дело или оказать какую-либо услугу другому человеку за определенную плату или сдающий в аренду свой труд для выполнения законной работы за определенную плату.

а) Труд и работник в Коране

Законность найма работника за определенную плату или работы в качестве наемного работника основана на доказательствах, вытекающих из Корана, сунны и иджмы — единогласного решения богословов. В Коране и сунне иногда приводятся примеры из предыдущих монотеистических религий о наемном труде и работнике, а иногда и примеры непосредственно по данному вопросу.

В Коране говорится о том, как до ниспослания ему пророческой миссии Пророк Муса покинул Египет и ушел в Мадьян. Он там увидел двух сестер, пытавшихся напоить свое стадо мелкого рогатого скота, и помог им. После этого одна из девушек сказала своему отцу следующее: «Отец мой! Найми его! Ибо он — лучше других, кого бы ты ни нанял. Он — сильный и достойный доверия» (Св. Коран, 28:27). Так досточтимый Муса стал работником отца этих двух девушек, который был, предположительно, досточтимым Шуайбом, и проработал на него десять лет. На самом деле, благословенный Пророк, пася скот этой семьи, одновременно научился у этого Пророка и тайнам пророческой миссии. Для наемного работника здесь важны два следующих условия, подчеркнутые проницательной девушкой, попросившей своего отца взять Пророка Мусу к себе на работу и впоследствии ставшей его женой: иметь достаточную силу для выполнения требуемой работы и быть надежным человеком.

В описании странствия досточтимого Мусы с Хизром также говорится о работе по найму за определенную плату. Передается, что их путь лежал через одну из деревень, где Хизр увидел ветхую стену и починил ее, не прося плату за свой труд. На что Пророк Муса заметил следующее: «Если бы ты захотел, ты бы получил за это хорошую плату» (Св. Коран, 18:77).

Исламские ученые упоминают этот и подобные аяты в качестве примеров, показывающих законность найма работника за определенную плату для выполнения определенной работы.

В следующих аятах установлены некоторые положения относительно платы за наемный труд: «Не обмеривайте и не обвешивайте, не присваивайте себе имущества людей и не распространяйте нечестия на земле после того, как на ней наведен порядок» (Св. Коран, 7:85); «Если ваши бывшие жены кормят грудью ваших детей, то платите им! И ведите между собой переговоры относительно платы по-доброму! Если же вы не договоритесь по-доброму, то приглашайте для кормления кормилицу!» (Св. Коран, 65:6). На вышеупомянутом аяте можно остановиться более подробно, но здесь я отмечу лишь один важный момент. В исламе есть такая тонкость: кормление и забота о ребенке являются, прежде всего, отцовской обязанностью и в случае развода отец обязан платить матери за кормление грудью их ребенка. И ее следует рассматривать вместе с правами человека, в частности, правами женщины.

В другом аяте говорится о том, что Всевышний Творец призывает всех Своих рабов работать во имя как земного, так и вечного миров. В следующем аяте говорится, что человек получит лишь то, что заслужил своим трудом: «Человек получит только то, к чему он стремился» (Св. Коран, 53:39).

б) Труд и работник в речи Посланника Аллаха

С другой стороны, в исламе работа человека, выполняющего свои обязательства перед Всевышним Творцом, считается богослужением. Таким образом, труд работника является святым и ценным. Действительно, благословенный Пророк сказал, что «никто не может получить более чистой прибыли, чем заработок своими руками». И в пример привел досточтимого Давуда, который зарабатывал себе на жизнь в поте лице, вопреки тому, что он является Посланником Аллаха (Ибн Маджа, Тиджарат, 1). Более того, Пророк Мухаммад сказал, что человек, вышедший из своего дома ради получения своего удела, обеспечения необходимым своих детей или удовлетворения потребностей своих родителей, до возвращения домой находится на пути Аллаха. Кроме того, он возвестил о том, что каждый шаг человека, идущего на работу для того, чтобы не зависеть от кого-либо и не доводить своих родителей и детей до состояния просить милостыню у других, приносит ему Божье вознаграждение за такой вид богослужения.

Однажды Посланник Аллаха, поздоровавшись за руку с досточтимым Муазом, сказал ему следующее: «Муаз! Твои руки покрылись мозолями!» Тот ответил: «Да, о Посланник Аллаха! Я киркой рою землю и так зарабатываю на пропитание своей семьи». Тогда Пророк Мухаммад поцеловал его в лоб и сказал следующее: «Эти руки не будут гореть в аду!». При этом он словно имел в виду всех честно и достойно работающих людей.

В другой раз Пророк сидел со своими сподвижниками в Медине. К ним подошел молодой бедный человек, который просил милостыню. Бедняк сказал, что он и его семья голодны, и просил помощи. Тогда Посланник Аллаха отправил досточтимого Али в дом этого бедняка. Возвратившись, досточтимый Али сказал, что в доме бедняка есть дети, укрывшиеся ковриком, и одна кастрюля. Тогда Посланник Аллаха велел досточтимому Али продать коврик и кастрюлю на базаре и на вырученные деньги купить веревку. Досточтимый Али сделал все, что сказал ему Пророк. Затем Пророк протянул бедняку веревку и сказал следующее: «Бери веревку, собери дрова и попытайся продать их. Не возвращайся домой сорок дней. За это время мы присмотрим за твоим домом и обеспечим твоих домочадцев всем необходимым!». Через сорок дней тот человек пришел к Пророку с заработанными деньгами. Посланник Аллаха велел ему открыть лавку в Медине и тот начал так зарабатывать себе на жизнь. Относительно этого Пророк сказал следующее:

Для вас лучше взять веревку и пойти собирать дрова в горах, чтобы затем, взвалив их на свою спину, пойти на базар, продать и на заработанные деньги обеспечивать потребности своей семьи, чем ходить по дворам и просить милостыню (Бухари, Бую, 15).

Кроме того, Посланник Аллаха давал много советов относительно защиты прав рабочих, своевременной и полной выплаты им заработанного, и хорошего отношения к ним. Я буду упоминать эти пророческие советы в нужных местах в этой статье, а здесь приведу два следующих хадиса: «Всевышний Аллах будет врагом тому, кто, получая полную отдачу от своего работника, не выплачивает ему полностью его заработную плату!» (Бухари, Иджара, 10), а в другом хадисе он озвучил следующую божественную угрозу: «Три человека предстанут передо Мной для ответа в Судный День: творившие несправедливость, прикрываясь Моим именем; продававшие свободного человека и израсходовавшие вырученные деньги; не выплативший заработную плату своему рабочему!» (Бухари, Иджара, 12, 15).

в) Общие положения о работниках

Исламские ученые, как правило, делят работников на штатных и внештатных сотрудников:

  1. 1) Штатный сотрудник работает на одного работодателя в течение определенного времени и за определенную плату в рамках трудового договора. В течение рабочего времени он зависит лишь от своего работодателя и не вправе работать на другого работодателя. Вместе с тем он получает зарплату даже тогда, когда нет работы, при условии, что он находится на рабочем месте в готовности сразу приступить к выполнению работы. Эту категорию образуют нанятые на определенный срок, например, на месяц служащие, сезонные сельскохозяйственные рабочие, строители- поденщики и государственные служащие.
  2. 2) Внештатные сотрудники работают со всеми работодателями. Они обладают такими свободно практикуемыми профессиями как, например, врач, бухгалтер, портной и плотник. Работники этой категории работают со всеми и не зависят от одного работодателя. Они могут одновременно принять работу от многих работодателей и у них сдельная заработная плата. Другими словами, их заработок зависит от количества выработанной продукции в течение рабочего времени и величины расценки за каждое произведенное ими изделие.

Ислам запрещает взваливать на работника больше работы, чем он может выполнить. Помимо других смыслов, следующий аят учит верующих такой божественной морали и подчеркивает, что работнику нужно давать ту работу, которую он может выполнить: «Аллах спрашивает с каждого только в меру его возможностей» (Св. Коран, 2:286). В одном из своих хадисов благословенный Пророк Мухаммад следующими словами поясняет, как должен верующий человек относиться к своим работникам: «Ваши братья-работники являются людьми, которые выполняют работу для вас. Аллах сделал так, что они работают на вас. Если бы Он захотел, то мог бы сделать так, что вы работали бы на них. В таком случае, если вы наняли работника, то делитесь с ним своей едой, одевайте его тем же, что вы сами надеваете. Не предлагайте им работу, которая выше их возможностей. Если вы хотите, чтобы они выполняли трудную работу, то помогайте им!» (Муслим, Иман 38,40).

Ислам спрашивает только за дела, которые по силам человеку, и принимает во внимание положение и состояние каждого человека. Он подчеркивает это положение также и в отношении детей и запрещает детский труд. Ислам указывает, что дети должны сначала завершить свое образование, и дает добро на работу, если она служит этой цели. Поэтому дети могут работать лишь с позволения родителей и руководителей для обучения искусству или ремеслу. В данном вопросе проявляется еще одна тонкость ислама: родители могут нанимать своих детей за определенную плату для работы на своем предприятии, но дети не могут принимать своих родителей на оплачиваемую работу на своем предприятии. Ибо ислам возлагает на совершеннолетних и обеспеченных детей обязательство ухаживать за своими родителями.

С другой стороны, ни одна отрасль труда, не заботящаяся о здоровье рабочего, не разрешается в исламе. Ибо жизнь одного человека в глазах Аллаха так же ценна и важна, как жизнь всех людей на свете (Св. Коран, 5:32). Пока не достигнута стопроцентная защита, безопасность и охрана здоровья рабочего, ислам никогда не разрешает отправлять работников вглубь земли для работы там. К тому же ни один сознательный мусульманин не возьмет на себя такой грех. В таких случаях этот вопрос никогда не оставляется на усмотрение личной инициативы человека. Проверку и надзор за такими предприятиями осуществляет государство.

Кроме того, работники имеют право совершать такие обязательные богослужения, как, например, намаз и пост. Согласно Ибн Абидину, одному из мусульманских правоведов, работодатель имеет право не отпустить работника в мечеть для совершения намаза, если у них дел очень много, и потребовать, чтобы работник молился на территории предприятия. Исключение составляют пятничные и праздничные намазы, которые совершаются с коллективом. Суть вопроса в том, что работодатель не препятствует богослужению своего работника, мотивируя это пустой тратой рабочего времени, а предоставляет ему возможность для совершения своих религиозных обязанностей. При этом работник не злоупотребляет этим и отдает должное как своей работе, так и богослужению.

Ислам построил на земле систему социальной справедливости на основе велений Аллаха, перевернув строй владельцев большого капитала и старейшин племен эпохи невежества, которые из-за своего высокомерия, жадности и чрезмерных амбиций угнетали рабочих и рабов. Ислам считает богатство и бедность испытанием для человека, запрещает угнетение рабочих и развивает понимание бесклассового общества. Поэтому у мусульман работодатели не обладают большей важностью и ценностью в жизни общества, чем работники. Работники не признаются менее важными и ценными, чем работодатели, ибо в исламе преимущество имеет тот, кто богобоязнен. И превосходство имеет тот, кто идет впереди всех благодаря знаниям и благодеяниям, и наполнен чувством уважения к Всевышнему Творцу.

Мусульманские правоведы заявляют, что если люди не могут найти работу, то государство обязано предоставить им работу и возможности для заработка на пропитание. Государство, с одной стороны, должно предотвращать попрошайничество, взяточничество, ростовщичество и азартные игры, а с другой стороны, предписывать работу и обеспечивать рабочими местами. Государство также берет под свою гарантию обеспечение пропитанием больных, пожилых, одиноких и бедных людей.

3. Заработная плата

Заработная плата означает «право, полученное в обмен произведенной работы или предоставленной услуги; определенную стоимость проделанной работы или предоставленной услуги; эквивалент, равный стоимости рабочей силы и приложенных усилий». Заработная плата является целью и естественным результатом труда.

а) Теории заработной платы

Вопрос о критериях в определении размера заработной платы, способах и времени ее выплаты по сей день остается одним из актуальных вопросов для экономистов. Было выдвинуто множество разных теорий заработной платы.

Адам Смит утверждал, что спрос на труд зависит от предложения капитала. Давид Рикардо оценил труд как товар и основал зарплату на предложении труда. Джон Стюарт Милль основал теорию «фонда заработной платы» на основе принципа «в определенное время размер заработной платы зависит от спроса на рабочую силу и ее предложения, то есть от соотношения численности населения и капитала». Маркс говорил, что «прибыль — это право рабочего, украденное из его заработной платы, и заработная плата полностью основана на труде. Следовательно, во всей полученной продукции должен присутствовать стандарт равной заработной платы». Эти видные деятели стали идейными отцами первых теорий рабочего фонда, нашедших большую поддержку на Западе.

Одной из наиболее распространенных теорий на Западе стала теория предельной производительности. Согласно этой теории, уровень заработной платы определяется предельной производительностью работника, последнего в производстве. Иными словами, рост внутреннего продукта, обеспеченный работником предельной производительности (то есть работником, который не успевает за производственным процессом, и таким образом последним в производстве), определяет уровень заработной платы. Соответственно, с увеличением эффективности труда растет производство, а с ростом производства растет и заработная плата. Тем не менее, на практике никогда не было такого, чтобы, как утверждается в этой теории, заработная плата работника росла в пользу работника, ибо работник в большинстве своем всегда работал за минимальную заработную плату. Иногда уровень минимальной заработной платы опускался так низко, что выплачиваемая заработная плата казалась высокой. Но в итоге работник, получая свою заработную плату, всегда жил впроголодь.

Другой оптимистичной теорией заработной платы, разработанной на Западе, была теория переговоров, описанная Джоном Дэвидсоном. Эта теория отстаивает создание рабочими организованной структуры и ведение переговоров с работодателем как одна сила и признает эту силу как основную силу в определении уровня заработной платы.

Эти внешне оптимистичные теории заработной платы выглядят полезными при отсутствии злоупотребления ими. Тем не менее, из-за того, что в теории предельной производительности труда уровень заработной платы зависит от эффективности рабочего, а определение его эффективности полностью зависит от работодателя, путь к злоупотреблению открыт. В отличие от этой теории, злоупотребление теорией переговоров в некоторой степени может привести к несправедливости по отношению к работодателю.

Сегодня ситуация несколько иная. В частности, в развитых странах к работникам относятся более гуманно, чем прежде. Конечно, как даже на самой худшей дороге или в сомнительной религиозной секте можно найти капельку истины, так и в упомянутых или неупомянутых теориях можно найти свойства, присущие разуму, логике И достоинству человека. Тем не менее, я могу сказать, что ни одна человеческая система пока не предложила систему и уровень заработной платы, равным тому, что предложил ислам.

б) Заработная плата в исламе

Работники не нашли того, что искали, ни в капиталистической или либеральной системе, ни в коммунистическом или коллективистском режиме. Как бы ни поднимался уровень жизни работника на Западе по сравнению с прошлым, он все равно не получает заработную плату на уровне, установленном спросом и предложением на рынке и базаре. Ввиду того, что в большинстве систем спрос и предложение полностью находятся под государственной монополией или направляются владельцами большого капитала, работники не имеют каких-либо шансов определять уровень своей заработной платы. В этом мире, где полностью утрачены принципы сопоставления, работник вынужден благодарить за то, что дается ему на руки. Единственной общей чертой всех этих систем является эксплуатация работников. Если в одной системе эта эксплуатация совершается скрытно, то в другой все совершается открыто.

Да, я должен еще раз повторить: ни одна человеческая система пока не смогла достичь уровня предложенной исламом системы заработной платы. Тем не менее, чтобы лучше понять эту систему и увидеть ее превосходство, необходимо изучить и оценить ислам как одно целое и подходить с целостной точки зрения. Ибо тема заработной платы является лишь одной из сторон во взаимоотношениях работника и работодателя. В связи с этим рассмотрение его в отдельности не даст желаемого результата. Поэтому наряду с заработной платой должны приниматься во внимание другие взаимные права и обязанности, и заработную плату следует рассматривать в качестве только одного из звеньев, образующих эту взаимосвязь. Этот вопрос следует рассматривать вместе с другими социальными и экономическими принципами и положениями ислама.

В исламе нет аята или хадиса, который непосредственно определял бы сумму заработной платы работника. К тому же это невозможно из-за постоянных изменений в условиях труда и требований времени. Но в аятах и хадисах даны некоторые критерии для определения справедливой заработной платы. Поскольку вид труда, продолжительность рабочего времени, условия экономики местности и навыки наемного работника влияют на уровень его заработной платы. Ислам предписывает соблюдение всех этих обстоятельств. Например, в следующем аяте устанавливаются некоторые положения относительно платы за наемный труд: «Не обмеривайте и не обвешивайте, не присваивайте себе имущества людей и не распространяйте нечестия на земле после того, как на ней наведен порядок» (Св. Коран, 7:85]. Начиная с аятов и кончая предупреждениями о том, что в вечном мире человеку будет воздано даже за миллиграмм совершенного добра или зла в этом мире, все религиозные предписания, определяющие рамки исламской морали, отражены в правах работников. И потому мусульманское понимание заработной платы должно быть оценено с данной точки зрения.

В исламе нет одного общего установленного уровня заработной платы для всех работ и профессий, ибо ислам предлагает определять уровень зарплаты непосредственно при составлении трудового договора. Ислам указывает, что в противном случае трудовой договор будет считаться недействительным и за проработанные дни работник получает право на прецедентную оплату труда. Другими словами, заработная плата зависит от переговоров и договоренности между работником и работодателем. Но если нет договоренности, то применяется прецедентная оплата труда, то есть заработная плата определяется специалистами на основе данных о средней заработной плате работника, занятого на такой же работе в тот же самый период времени. Такая практика служит во благо работника, но при этом не допускает какой-либо несправедливости по отношению работодателя.

При определении размера вознаграждения за труд следует принимать во внимание то, чтобы уровень заработной платы мог удовлетворять такие насущные потребности человека, как обеспечение жильем, питанием, одеждой и образованием, как самого работника, так и его иждивенцев. Благословенный Пророк Мухаммад относительно этого сказал следующее: «Если у работника нет дома, пусть обретет дом для жилья. Если он холост, пусть женится. Если он нуждается в горничной, пусть наймет кого-либо для этой работы. Если у него нет транспорта, пусть обзаведется им. Тот, кому этого мало, и тот, кто неизменно хочет большего, может либо не оправдать доверия людей, либо опуститься до воровства» (Ахмад бин Ханбаль, Муснад, IV, 299).

Этот хадис указывает на уровень жизни, который должен обеспечиваться заработной платой работающего человека. Следовательно, сбережения от заработной платы работника в течение разумного срока должны позволить ему стать домовладельцем; если он холост, то позволить ему жениться; если нет автомобиля, то позволить обзавестись машиной. Согласно части современных мусульманских правоведов, при определении заработной платы работника следует стремиться к тому, чтобы он имел достаточные финансовые возможности для пользования и обслуживания автомобиля. Ибо в произведенной им экономическойценности есть достаточно его труда для удовлетворения всех вышеперечисленных вещей.

Кроме того, как в торговле невозможно долго удержать цены на одном уровне, так и невозможно замораживать стоимость рабочей силы. Таким образом, в соответствии с критериями и основными потребностями человека заработная плата в различных профессиях должна время от времени определяться в соответствии с ростом цен на товары. После определения справедливой заработной платы с учетом основных критериев заработная плата должна увеличиваться пропорционально падению стоимости денег и росту цен на товары.

в) Разница в заработной плате

Еще одним важным вопросом является разница в заработной плате. Всевышний Творец создал людей с разными способностями и возможностями. Как нормально мы воспринимаем отражение способностей и навыков работника на его работе, так же нормально мы должны воспринимать отражение качества и специфики выполняемой им работы на его заработной плате. Как многие работы и профессии не требуют равных способностей и навыков от работника, они так же и не несут равных опасностей и риска для работника. При учете таких обстоятельств становится ясным, что не все работы требуют равного вознаграждения. Например, разнорабочим на стройке может работать человек без высшего профильного образования. Но человек, желающий работать на стройке инженером или укладчиком плиток, мрамора или паркета, должен иметь специальную профессиональную подготовку и иметь необходимые навыки.

Для человека этот мир является местом развития своих чувств и способностей. Поэтому в исламе существует принцип вознаграждения человека в соответствии с уровнем развития его чувств и способностей. Талант требует особого подхода, и следующий аят подчеркивает этот неизменный принцип ислама относительно вознаграждения и зарплаты: «Человек получит только то, к чему он стремился» (Св. Коран, 53:39).

Эта божественная система предлагает критерий вознаграждения пропорционально свершенному труду, будь это работник интеллектуального труда или работник физического труда. Таким образом, естественно, что вознаграждение за интеллектуальный труд и физический труд не может быть одинаковым. Несправедливо оценивать человека, кто день и ночь думает о своей работе и работает без остановки круглые сутки, с человеком, кто после нескольких часов работы отлеживает себе бока. Во многих странах теория уравнения оплаты труда долгое время действовала вразрез с природой человека и потому не смогла стать общепринятой практикой.

В таком случае люди с особыми талантами и способностями должны получать подобающую зарплату. Однако даже самая низкая зарплата должна обеспечивать достойный уровень жизни для человека. А зарплата выше среднего уровня должна определяться в соответствии с умением и опытом людей.

4. Трудовые отношения

Человек, вызвавшийся сделать работу или предоставить услугу другому человеку за плату, называется наемным работником, а владелец бизнеса и капитала, который нанимает на работу другого человека за плату и определяет порядок его работы, является работодателем. Работодатель может быть как физическим лицом, так и юридическим лицом, например, фондом, компанией или государственным учреждением.

Появление классового различия между работодателем и работником присуще определенным периодам экономического развития в больших масштабах, и это явление, в частности, относится к Западу. Такие термины, как работодатель и наемный работник, с точки зрения сдачи труда в аренду и арендования труда, есть и в исламском обществе. Но это различие никак не похоже на практику, которая ассоциируется с такими понятиями, как рабочий класс, пролетариат, босс и буржуазия.

В общественной жизни мусульман нет классового разделения, конфликта и борьбы, ибо исламское общество построено на принципе религиозного братства, ответственности каждого засвои обязательства, и нравственного убеждения, что за каждую частичку совершенного добра или зла обязательно есть соответствующее вознаграждение или наказание. По этой причине для мусульман термин «работник» является частным понятием, ибо в этой справедливой системе люди не вынуждены всегда быть наемными работниками или работодателями. Вчерашний работник сегодня может стать владельцем бизнеса. Работник завтра может стать партнером труда и капитала или же совладельцем сельскохозяйственного товарищества и тем самым стать работодателем.

а) Борьба труда и капитала

В истории социальных революций труд и зарплата, труд и капитал являются важным вопросами. Действительно, мудрые люди на вопрос о сути революции в этом мире отвечали, что это есть борьба труда с капиталом. Они обращали внимание на то, что превращение богатыми людьми бедных в свою прислугу в обмен на низкую плату, то есть наем владельцами капитала работников за малую плату может вызвать большие революции. Борьба труда и капитала на примере социализма и большевизма сначала опустошила Россию, а затем распространилась по всему миру. Она бросила между богатыми и бедными такое большое яблоко раздора, что души бедняков, работающих с утра до вечера за гроши, наполнились ненавистью к владельцам капитала, которые за день зарабатывают миллионы с помощью банков. Везде вспыхнули народные восстания, и классовая борьба протянулась на многие года.

На деле же вопрос был прост: «Что важнее — капитал или труд?». Все сказанное сплетено вокруг этого простого вопроса. Тем не менее, с самого начала люди впали в порочный круг и не могут никак выбраться оттуда.

Некоторые экономические системы признавали капитал за основу и считали его всем. Они утверждали, что «ничего нельзя сделать без капитала», и никак не ценили пот и труд работника. По их словам, неважно, где человек работает, в подземной шахте, на заводе, машет серпом на поле или таскает на спине камни в каменоломне, стоимость их труда ограничена. Зарплата работника основана на посредничестве в применении капитала и близка подачке. Как видно из этого, капитал с таким пониманием хотят обожествлять и превратить в идола. Как покой древнего мира нарушило это понимание, так и сегодня многие народы и государства увязли в нем.

О других системах и концепциях, появившихся на свет как ответ на это, можно сказать следующее: они обожествили труд и считали, что труд означает все. В соответствии с этими системами и концепциями капитал является лишь средством эксплуатации. А капиталист является паразитом, высасывающим кровь рабочего.

Такое жесткое противостояние двух менталитетов в определенные периоды времени приводило к большому хаосу и анархии. Эти периоды времени стали мрачными временами, когда массы выходили на улицы, а города бушевали, и разные слои населения бились насмерть. Конечно, в то же время путем коллективных договоров, забастовок и локаутов искались решения, но было неясно, лечат ли они рану или превращают ее в гангрену. Это покажет только время!

б) Взгляд ислама на труд и капитал

В исламе труд и капитал неделимы, как душа и тело. Дух, то есть труд есть основа, а тело, то есть капитал зависим от него. Порядок, система, гармония, живость и подвижность капитала тесно связаны с трудом.

Маркс, который сказал, что «сегодняшний капитал является результатом вчерашнего труда», выразил только одну сторону связи труда с капиталом. Я говорю «одну сторону», ибо неверно, что каждый капитал непременно основан на труде. Ведь при подробном рассмотрении нашей сути и мира, в котором мы живем, станет ясно, что мы живем среди несчетных милостей, которых мы удостоились без приложения какого-либо труда, и удостаиваемся в каждом мгновении своей жизни.

Если посмотреть на этот вопрос с другой точки зрения, то в этом подходе Маркса нет неправды. Ибо Всевышний Творец велит следующее: «Человеку уготовано только то, что заслужил он усердием. Усердие его будет замечено. Впоследствии оно будет вознаграждено сполна» (Св. Коран, 53:39-41). Действительно, внимательное изучение этого коранического выражения укажет на труд, зависимый от капитала. Тогда можно сказать, что труд — это основа, а капитал зависим от него. Но как в данном подходе нельзя полностью обесценивать капитал, так и нельзя обожествлять труд.

Независимо от других подходов, ислам видит труд и капитал вместе и воздает каждому правообладателю по праву и без промедления. Ибо Посланник Аллаха велел, чтобы тот, кто нанимает работника, еще в начале работы сказал ему о размере зарплаты (Насаи, Айман валь-нузур 44), и тот, кто нанял работника, выплатил зарплату, пока пот работника не высохнет (Хайсами, Мадж- муатуз-заваид IV/97). Тем самым, с одной стороны, он поощрял труд, а с другой стороны, запрещал нарушать трудовое право, злоупотреблять и нарушать права работодателя.

С другой стороны, в одном из рассказов, которые иногда рассказывал Посланник Аллаха для привлечения внимания своей общины, он призвал верующих работодателей давать своим работникам дивиденды и делать их совладельцами капитала. В хади- се, известном как «Трое в пещере», описывается следующее:

Некогда три путника решили переночевать в пещере, но когда они вошли туда, с горы сорвался большой камень и закрыл выход из пещеры. Как ни старались три путника, они не смогли оттуда выйти. Тогда они решили, что могут спастись, если каждый обратится к Аллаху, вспомнив о совершенном благодеянии в надежде, что зачтено Им. Первый из них воззвал к Творцу, вспомнив о своей заботе и уходе за своими родителями. Второй из них воззвал к Нему, вспомнив о том, как, будучи на грани совершения запретного, отказался от греха из-за своей богобоязненности. После их молитв камень немного подвинулся, но не настолько, чтобы они могли выбраться из пещеры. Третий человек в своей мольбе рассказал, что однажды он нанял одного работника. Он хотел заплатить ему за его труд, как и своим другим работникам, но работнику это показалось малым и,отказавшись от денег, он ушел от него. Он нанимал его за одну овцу, и когда он ушел, он сделал все, чтобы она росла и плодилась. Прошли годы, и от этой овцы появилось целое стадо. Затем, в один прекрасный день этот человек постучал в его дверь и спросил о своем вознаграждении. Он показал ему его стадо и сказал, что все стадо принадлежит ему. Когда его бывший работник сказал, что он беден и просит не издеваться над ним, он сказал, что та овца, которую он не взял и ушел, породила целое стадо. Хозяин сказал ему, чтобы он забрал свое стадо. Его бывший работник обрадовался и в радости увел свое стадо. Он сделал все это ради своего Господа, и если Он доволен этим, то он просил открыть им выход из пещеры. После этой молитвы большой камень скатился и открыл им выход из пещеры. И тогда они вместе вышли из пещеры. (Бухари, Бую 98, Иджара 12; Абу Давуд, Бую 29).

Этим рассказом благословенный Пророк хотел привлечь внимание к трем ключевым вопросам, способным стать гарантом покоя и безопасности в общественной жизни. Он подчеркивал важность уважения пожилых людей, защиты прав родителей, высоконравственной жизни, почтения чести других, защиты прав работника, и даже восприятия работника как своего партнера и усердия ради его становления работодателем.

Словом, ислам признает существование, как капитала, так и труда, и по данному вопросу выдвигает следующий принцип: работник делает свою работу ответственно и прилагает к этому все свои способности и навыки, а работодатель выплачивает ему зарплату вовремя и полностью. И если работодатель несправедлив к работнику, то работник не обязан отвечать ему тем же. И если работник несправедлив к работодателю, то работодатель не обязан отвечать ему тем же. Ибо несправедливость по отношению к вам не оправдывает вашу несправедливость к другим. И услышав следующий аят, и работник, и работодатель должны приходить в себя: «О, вы, которые уверовали! Будьте стойки в вашей вере в Аллаха, свидетельствуя беспристрастно. И пусть ваша ненависть к кому-либо не ведет вас к пристрастию. Будьте привержены к справедливости, ибо она ближе к богобоязненное- ти. Страшитесь Аллаха, Аллах ведает о том, что вы вершите» (Св. Коран, 5:8]. Ислам внушает такой подход своим последователям, тем самым придает этому вопросу духовную сторону, неразрывную связь между трудом и капиталом.

в) Трудовые отношения в мусульманском обществе

В исламе работник и работодатель подобны разным конечностям одного тела. Между ними нет вражды и ненависти, поскольку работник и работодатель верны профессиональной этике и правам друг друга.

В исламе работник получает зарплату до того, как высохнет его пот. Он получает свое право, но при этом он добросовестно выполняет свою работу и соблюдает права работодателя. Из слов благословенного Пророка Мухаммада следует, что лучшим доходом является доход, полученный от добросовестного выполнения работы и уважения к работодателю. Верующий работник выполняет работу так, словно он посвящает ее Аллаху, Его Посланнику и всем верующим людям. Такой работник не нарушает прав работодателя. Человек таких принципов никогда не потратит попусту свое и чужое время. Он приложит все свои силы к своей работе, ибо он верит, что за все проделанное он неизменно в ответе перед Творцом.

А что касается верующего работодателя, то для него все его работники являются его братьями. Он носит и ест то же самое, что он им дает, и не взваливает на них сверх того, что они могут выполнить. Права своих работников он чтит как права Аллаха и осознает, что каждый проглоченный кусок без соблюдения прав Аллаха для него запрещен. Для работодателя обязательно нужно определить права рабочего и безукоризненно соблюдать их. Таким образом, если работодатель не может платить своим работникам зарплату на уровне стандарта своей жизни, то должен сделать его партнером бизнеса с определенной долей.

В исламе не поощряются забастовки — прекращение работы ради получения лучших условий труда, и локауты — закрытие предприятия работодателем с целью оказания давление на решения, принимаемые работниками. Ибо забастовка влияет не только на производителя и потребителя, но и на самих работников. Из-за забастовки останавливается работа, и работник несет потери. При локауте, в каком-то смысле противоположности забастовки, останавливается производство и возникает проблема безработицы. Таким образом, в результате забастовки и локаута страдают взаимные интересы и эта ситуация вызывает возникновение непредсказуемых вспышек социально-экономического недовольства и даже конфликта.

Конечно, всегда будут некоторые конфликты на межличностном уровне. Таким образом, обязательно должны быть инстанции, куда могут обратиться люди, которые считают себя пострадавшими. В исламе предусмотрена хизба — известное в исламском мире со времен Пророка Мухаммада учреждение, «предписывающее добро и запрещающее зло». Хизба превратилась в полноценное учреждение в период правления досточтимого Омара и сыграла важную роль в обеспечении покоя в обществе. Помимо обеспечения общественного порядка, хизба контролировала торговцев и купцов, чтобы народ мог недорого покупать качественные предметы первой необходимости. Она также решала проблемы между работниками и работодателями.

В отличие от некоторых систем, порождающих некоторые «силы» и занятых упорядочиванием процедур и орудий конфликта, ислам стремится объединить интересы путем обеспечения баланса и гармонии между сторонами. В экономической жизни он нацелен на предотвращение безработицы и обеспечение непрерывности производства. Направляя людей к такой цели, ислам обязательно предлагает сторонам пути решения в случае возможных разногласий. Он никогда не позволяет одной стороне угнетать другую сторону и нарушать общественный строй. Более того, в исламе нет деления людей на господ и слуг, служащих и работников, богатых и бедных. Так ислам обеспечивает сближение и дружбу между членами общества.

В мусульманском обществе народ несет государство и государственных служащих на своих плечах. А государство и госслужащие служат народу, и подобно сострадательному отцу они находят покой и счастье в счастье и покое народа.

Государственные учреждения и госслужащие просвещают народ и развивают в нем чувство добродетели. Они распахивают перед ними двери любви и радости, учат человечество состраданию, согласию и примирению со всеми людьми. Они защищают народ от пустых влечений и чувств, всякой грубости и позора. В частности, они воспитывают в людях почтение к общечеловеческим ценностям.

Кроме того, просвещенные люди принимают коренные и непрерывные меры для помощи национальным и религиозным меньшинствам, детям, больным и инвалидам, путникам и безработным, которые чувствуют себя незащищенными в обществе. С этой целью они создают разные фонды и стараются помочь каждому нуждающемуся человеку.

Есть много принципов, привнесенных исламом в общественную жизнь, которые устанавливают равновесие между богатым и бедным и регулируют общественную жизнь. Закят, милостыня, жертвоприношение, искупление греха, дары, одолжение человеку в нужде ради Аллаха являются некоторыми такими принципами, которые приходят на ум в первую очередь. История свидетельствует, что в период, когда они давали жизнь самой жизни, не было таких глубоких пропастей между социальными слоями, как есть теперь, и не было ненависти и злобы одного слоя к другому. Ибо сами мусульмане между собой вели себя так, словно — если можно так выразиться — рабы-распределители Божьих милостей. Они выплачивают закяты нуждающимся и, если надо, дают им и свои милостыни. В связи с этим в исламском обществе не может быть так, чтобы один слой населения жил очень богато и комфортно, а другой жил бедно и впроголодь. Последователи этой системы хорошо усвоили слова Пророка Мухаммада о том, что тот, кто спокойно спит, когда его сосед голодает, не является одним из них. И в практической жизни они прекрасно следовали этому принципу.Да, в исламе не только соблюдаются все права, но и люди работают с мыслью, что в имуществе и богатстве мусульман есть права и других людей. Поэтому они охотно дают всем нуждающимся людям пользоваться ими без всякого чувства высокомерия. Они не ждут какой-либо признательности или благодарения с их стороны.

В исламе не приветствуются высокомерные работодатели- угнетатели, погоня за мирским богатством и имуществом, и думы лишь о собственном благополучии. Он велит делить радости и горе всем народом. Именно поэтому досточтимый Абу Бакр потратил все свое богатство ради счастья народа и, несмотря на свой статус халифа, был погребен лишь в одной остававшейся одежде. Досточтимый Омар в годы засухи и голода, будучи правителем всех мусульман, питался лишь хлебом и уксусом. Для него не было из ряда вон выходящим событием то, что он делил со своей прислугой одного верблюда, садясь на него попеременно. Такими скромными людьми они были. Когда войско Абу Убай- ды бин Джарраха голодало, он, как все его воины, довольствовался 1-2 финиками. Однажды досточтимый Абу Зар разделил полученную ткань на две равные половины и заказал сшить из них одежду для себя и для его работника. Когда его спросили о причине такого поступка, он передал следующий хадис: «Они являются вашими братьями под вашей защитой. Делитесь с ними своей едой, одеждой, не взваливайте на них больше, чем они могут осилить, и когда даете им трудную работу, помогайте им».

Эти истины, которые я попытался донести до вас, не являются легендой или утопией, а являются настоящим зрелищем божественной системы, непоколебимо стоящей на протяжении веков даже перед самыми безжалостными ударами этого жестокого мира. Да, Фараби в своей «Мединатуль-фазила» утопичен. Платон является писателем утопии. Но события в Медине были реальными. Посланник Аллаха за очень короткое время создал город-государство, установив в нем атмосферу добродетели. Если сегодня состояние мусульман не вписывается в эту зрелищную картину, то вина не в исламе, а в мусульманах, не знающих религию и не руководствующихся ею в своей жизни.

Словом, в исламе невозможно решить экономические вопросы, создать бизнес и устойчиво развивать его без стойкости в мыслях, мечтах и вероисповедании. Это действительно и во взаимоотношениях труда и капитала. Когда работодатель выплачивает зарплату своему работнику, он должен помнить и в жизни своей никогда не забывать, что все его действия ведомы Аллахом, так же как и работник должен не забывать об этом на своей работе. Тогда и капитал, и труд будут почитаться, и исчезнут угнетатели и угнетенные. В таком обществе работодатель и работник идут рука об руку. Работодатель относится к работнику как к члену своей семьи, помогает ему в питании, одежде и во всех дозволенных Аллахом его просьбах. А работник стоит рядом с трудом и работодателем, далек от недружелюбия к богатству и владельцам бизнеса. Он прилежен и трудолюбив. Он осознает, что добросовестная работа и усердие на работе приближают его к одобрению в запредельных мирах и довольству Творца. И потому он трудится с покоем на душе и осознанием радости такого богослужения.


Источник: http://www.hizmet.today/trudovye-otnosheniya-i-kapital-v-islame/




Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]


Трудовые отношения и капитал в исламе Хизмет сегодня Как сделать фидер с двумя крючками

Ислам и отношение к людям Ислам для всех! - Любовь к людям залог любви Аллаха
Ислам и отношение к людям Обязанности мусульман по отношению друг к другу
Ислам и отношение к людям Будь полезным, где бы ты ни был Почему ислам?
Ислам и отношение к людям 5. ОТНОШЕНИЕ МУСУЛЬМАЕМУСУЛЬМАНАМ - e-Reading
Ислам и отношение к людям Ислам и свобода вероисповедания
Cam Volare пеленальный стол с ванночкой - купить в Воспалилась десна под коронкой: причины и лечение Вяжем для самых маленьких! Дроздов Анатолий Федорович. Реваншист. Окончательный вариант Интимные отношения мужчины и женщины в Исламе (2) Как создать PDF файл из набора изображений - ScanPapyrus Книжный Червь. Творцы судьбы

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ